ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХМАО
Кафедра общего языкознания и связей с общественностью
КУЛЬТУРА РЕЧИ
в сфере связей с общественностью
Учебное пособие для студентов вузов
Сургут
2007
Авторы пособия: Е.В. Вариясова (Упражнения № 69, 91, 95), Л.Э. Комарова (Стилистические нормы (в гл.7 (раздел 2)), упражнение № 119), Н.И. Рябкова (Раздел 1, раздел 2: гл. 1, (кроме употребления падежных форм имён существительных), гл.2, гл. 3, гл. 4, гл. 5, гл. 6, гл. 7 (кроме стилистических норм), упражнения № 1-68, 70-90, 92-94, 96-118, 120), Е.Н. Сапрыкина (Употребление падежных форм имён существительных (в гл. 1 (разд. 2) § 3: 3.1. )).
Культура речи в сфере связей с общественностью: учебное пособие / Е.В. Вариясова, Л.Э. Комарова, Н.И. Рябкова, Е.Н. Сапрыкина; Под ред. доцента Н.И. Рябковой. — Сургут: Изд-во Сургутского государственного университета, 2007. — с.
Рецензент — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и связей с общественностью Сургутского государственного университета О.И. Усминский
ВВЕДЕНИЕ
Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности.
Российское общество переживает существенные изменения речевой ситуации: с одной стороны, появляется большое разнообразие говорящих и большая свобода их поведения, отмечается наличие нескольких типов речевой культуры в современном обществе — от элитарной до просторечной, жаргонной, далёкой от языкового идеала. Языковой вкус нашего современника во многом формируется под влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. С другой стороны, возрастает значимость уровня общей культуры личности, и речевой, в частности. Владение нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью языковых средств становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.
Формирование и развитие речевой культуры будущего специалиста по связям с общественностью, его умения пользоваться «нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), умения использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»1 является важной задачей обучения в вузе.